Еврейский календарь и еврейские праздники




Еврейский календарь

Шалом!

Давайте сегодня поговорим о еврейском календаре, ведь в Израиле он совершенно особенный, но в то же время официальный, по нему празднуют еврейские праздники, читают соответствующие части Торы в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах. Поэтому если вы живете или собираетесь жить в Израиле, знать еврейский календарь просто необходимо.

Как устроен еврейский календарь

Еврейский календарь является лунно-солнечным, т.к. в основу еврейского года положены два принципа — цикл луны и цикл солнца. Т.е. за основу приняты лунные месяцы, но приведены они к солнечному году, чтобы сезоны (зима, весна и т.д.) не смещались по месяцам, как это происходит в чисто лунных календарях (например, у мусульман). Продолжительность месяца определяется периодом между новолуниями и составляет 29 дней 12 часов и еще 793/1080 часа (как видим, наши мудрецы умели считать периоды с точностью до трети секунды). Поскольку в месяце не может быть дробного числа суток, принято, что некоторые месяцы состоят из 29 дней, а некоторые из 30. Первые называются «неполными», вторые — «полными».

Интересно, что раньше, когда не существовало интернета и электронных приборов, начало нового месяца устанавливалось по свидетельству двух очевидцев, заметивших момент появления новой луны. Люди, которые видели новую луну, приходили в бейт-дин (раввинатский суд) в Иерусалим и сообщали об этом. Требовалось не менее двух таких свидетелей. Их подробно расспрашивали, и, если ответы были убедительны, бейт-дин объявлял рош ходеш — начало нового месяца.

Еврейский календарь строится на двух преданиях, передаваемых евреями от отца к сыну со времен Моше (Моисея):

1. Луна совершает один оборот вокруг Земли за 29 дней 12 целых и 793 / 1080 часа.

2. За время, когда Земля совершит 19 оборотов вокруг Солнца (то есть за 19 солнечных лет), Луна сделает 235 оборотов (то есть пройдут 235 лунных месяцев). Сегодня эти 19 лет называют циклом Метона (по имени греческого ученого, впоследствии пришедшего к этой цифре в результате расчетов).

Каждые 19 лет солнечное и лунное время как бы совпадают, то есть каждые 19 лет на ту же дату европейского календаря приходится определенная дата календаря еврейского. Иногда возникает смещение на день из-за того, что мы все время оперируем долями суток, а в действительности живем полными сутками. По этой же причине и лунные, и солнечные месяцы бывают разной длины — не 29 дней с дробью, а 29 ровно — в одном месяце и 30 — в другом.

Если разделить 235 месяцев на 19 лет, мы получим 12 месяцев в году и остаток в 7 месяцев. Значит, чтобы закрепить месяцы по временам года (как это получается в солнечном календаре), надо установить 12 обычных лет по 12 месяцев и 7 високосных — по 13 месяцев. 144 (12 X 12) и 91 (7 X 13) в сумме — 235. На 19 солнечных лет будут приходиться 12 обычных и 7 високосных лунных лет. После несложных расчетов евреи сделали третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы високосными. И Песах всегда остается весенним месяцем.

Несмотря на то, что расчеты эти были очень точными, и это подтверждается современной наукой, начало месяца считалось официально наступившим, только при наличии свидетелей. Т.е. наблюдения и расчеты всегда велись параллельно, а результат утверждался Большим Санhедрином (высший судебный институт иудеев).

Удивительно, что всем народам без исключения время от времени приходится календарь «поправлять». И только у евреев ничто в календаре не меняется уже свыше 3300 лет. Это единственный такой календарь в мире! У римлян каждые три-четыре года добавляли месяц мерцедоний, состоявший из 23 или из 24 дней. Это делалось произвольно и зависело от решения жрецов-понтификов, исходивших при этом из каких-то своих интересов. Из современных календарей более или менее точен григорианский.

Летоисчисление и начало дня

Счет лет в еврейском летоисчислении ведется от сотворения мира (к примеру, 2000 год по еврейскому календарю был 5760 годом по «нашему» календарю). Сейчас, в сентябре 2013 года наступил 5774 год по еврейскому летоисчислению.

В Торе говорится о первом дне творения: «И был вечер, и было утро, день один», т.е. день состоит из вечера и утра. Поэтому сутки в еврейском календаре начинаются с вечера, с заходом солнца. Соответственно, все еврейские праздники начинаются с заходом солнца, в том числе и Шабат.

еврейский год.jpg

Месяцы еврейского календаря

В еврейском календаре обычный год состоит из 12 месяцев. В скобках приведены приблизительно! соответствующие им месяцы европейского календаря.

Нисан (апрель),

Ияр (май),

Сиван (июнь),

Тамуз (июль),

Ав (август),

Элуль (сентябрь),

Тишрей (октябрь),

Хешван (ноябрь),

Кислев (декабрь),

Тэвет (январь),

Шват (февраль)

Адар (март).

В високосном году, который бывает 7 раз на протяжении 19-летнего цикла, добавляется тринадцатый месяц, известный под названием второго Адара.

Учитывая трудности, связанные с оповещением многочисленных евреев, которые жили не в самом Иерусалиме, о наступлении новолуния, было принято решение праздновать рош-ходеш (начало нового месяца) в течение двух дней всякий раз, когда предыдущий месяц имел продолжительность 30 дней. Отсюда берет начало обычай отмечать еврейские праздники в странах диаспоры в течение двух дней. Евреи, принадлежащие к ортодоксальному и консервативному направлениям иудаизма, придерживаются этого обычая и в настоящее время.

Согласно иудаизму, первый месяц года в календаре — Нисан, с которого идёт отсчёт всех религиозных праздников. Однако счёт лет идёт начиная с 7-го месяца (Тишрей), когда отмечается Рош аШана.

праздники

Еврейские праздники

В иудаизме есть очень интересная идея (мы изучали это на курсах гиюра) о том, что каждый год мы (евреи) отмечаем одни и те же праздники в одну и ту же дату, но каждый раз мы приходим к этим праздникам другими людьми. Каждый год мы меняемся, мы растем и развиваемся. И эти праздники, как своеобразные остановки на нашем спиралевидном пути, где круг — это год еврейского календаря, с одинаковыми праздниками-остановками, но каждый год мы на один уровень выше (или ниже). Эти остановки дают нам возможность остановиться и задуматься на время праздника (в праздник запрещено работать) о чем-то (в каждый праздник о чем-то определенном), правильно ли я иду по жизни, верно ли выбрано направление, что я могу изменить, чтобы в следующем году подняться на новый уровень.

Не случайно перед каждым праздником мы очищаем наш дом, проводим серьезную уборку, также рекомендуется избавиться от ненужных вещей, от того, что не используется. Таким образом мы очищаем наше внешнее пространство и очищаемся внутренне, чтобы впустить перемены в свою жизнь.

Самым главным и важным еврейским праздником является Шабат, как ни странно это может показаться, ведь Шабат наступает каждую неделю в субботу. Соблюдение Шабата является основной заповедью Торы. Но об этом мы поговорим в отдельной статье. Здесь просто хочу отметить, что Шабат для евреев это действительно самый настоящий праздник! И все к нему серьезно готовятся. Я, например, впервые попав в семью, соблюдающую Шабат, почувствовала себя примерно, как в России перед Новым годом)) За день до Шабата делают генеральную уборку, заранее готовят пару блюд, в пятницу перед Шабатом с раннего утра начинают готовить множество салатов, горячее, десерт. Приглашают гостей. Все члены семьи должны быть чисто вымыты, причесаны и красиво одеты. На стол накрывают белую скатерть, ставят красное вино, красивые хлебные халы и т.д. Шабат, если его действительно соблюдать, как положено, является совершенно особенным днем недели. Но перейдем к другим праздникам еврейского года.

праздничный стол

Рош аШана (1 Тишрея, сентябрь) — еврейский Новый год. Статья об этом празднике: Рош а Шана. Сладкий Новый год без оливье и деда мороза

Три главных праздника (шлошет аРегалим): Песах (статья про Песах здесь), Шавуот, Суккот.

Ханука — праздник света и радости.

Пурим — праздник маскарадных костюмов. Статья о Пуриме здесь.

Ту би-Шват — Новый год деревьев.

Лаг ба-Омер — праздник костров.

Также не являются праздниками в общепринятом смысле слова, но это тоже знаменательные дни в еврейском календаре:

Йом Кипур — «судный» день.

Йом аШоа — День памяти жертв Катастрофы.

Йом аЗикарон — День памяти павших солдат Армии Обороны Израиля.

Йом аАцмаут — День Независимости Израиля.

Также в Еврейском календаре существует немало постов, длящихся от восхода солнца до наступления ночи, и только два поста имеют продолжительность от захода солнца до наступления следующей ночи – Йом Кипур и Тиша бе-Ав. Хотя соблюдение постов и не играет особо значительной роли в современной израильской жизни.

 

Я постараюсь написать отдельную статью про каждый праздник в еврейском году. Каждый из них совершенно особенный, несущий глубокий духовный смысл и вековые традиции. В Израиле каждый праздник настолько захватывает всех жителей страны, что даже нерелигиозные люди стараются соблюсти традиции праздника, провести этот день со своей семьей и отвлечься на какое-то время от привычной ежедневной рутины. Именно в этом и состоит суть каждого праздника. Остановиться и задуматься о том, что на самом деле важно для вас в вашей жизни, провести этот день с теми, кто вам дороже всего на свете. За это я и люблю все еврейские праздники. А если их добавить еще к нашим, привычным «российским» праздникам, то получается вообще весь год — сплошные праздники!

Пусть в вашей жизни всегда будет место Празднику! Счастья вам!