Песах. Едим мацу и освобождаемся от рабства




Здравствуйте, дорогие читатели!

Надвигается очередной чудесный еврейский праздник Песах. Это отличный повод рассказать вам сегодня об этом интересном и очень важном для всех евреев празднике и заодно заглянуть в еврейскую историю.

Слово предоставляется Полине, моей сестре, нашему эксперту по праздникам, еврейской истории и многим другим вопросам))

________________________________________________

Одним из самых важных, интересных и подчас спорных вопросов философии является вопрос свободы. Что такое настоящая свобода и как научиться её ценить. Каждый человек рано или поздно задумывается над этим, и определённо наступает момент, когда мы начинаем понимать ценность уже хотя бы данной нам физической свободы. Как пел Владимир Высоцкий, «вот уж действительно, всё относительно»… Так оно и есть: всегда найдётся кто-то, кому хуже, чем нам. Весьма незавидно, к примеру, положение заключённого в тюрьме, а в былые времена – жизнь раба. Да, все мы наслышаны о таком страшном явлении, как рабство, но, наверное, не хватит никакого воображения, чтобы по-настоящему представить, насколько это ужасно. Однако один из иудейских праздников – а именно Песах – предполагает обязательное мысленное возвращение к одному из самых тяжёлых времён для еврейского народа – египетскому рабству.

Чем мне симпатичны еврейские праздники, так это своим философским подтекстом – всегда есть какая-то предыстория, над которой можно поразмышлять. Песах – один из важнейших праздников еврейского народа – заставляет, к примеру, вновь задуматься над таким понятием, как свобода и независимость. В преддверии этого весьма интересного праздника предлагаю окунуться в еврейскую историю и поподробнее узнать суть главного праздника весны – Песаха.

История праздника Песах

Песах – один из трёх еврейских праздников, в дни которых было принято подниматься в Иерусалим, где располагался знаменитый Иерусалимский Храм, т.е. это праздник паломничества и единения еврейского народа, так же как Суккот или Шавуот. Посвящён Песах одному из ключевых событий еврейской истории – Исходу евреев из Египта.

Само слово «Песах» происходит от ивритского глагола «пасах», что значит «миновал». Связано это с событиями Исхода, подробно описанными в Торе. Когда положение евреев в Египте стало невыносимым, и они оказались бесправными рабами, они обратились за помощью к Б-гу, который избрал Моисея для того, чтобы он возглавил Исход. По Торе, фараон не захотел отпускать своих рабов, за что был наказан Десятью казнями египетскими, последней из которых являлась казнь всех первенцев. С ней-то и связано название праздника Песах. Для того чтобы ангел смерти не убил первенцев в их семьях, евреи мазали косяки своих дверей кровью ягнят – ангел проходил мимо и убивал только египетских детей. Иными словами, опасность миновала, и евреи могли приступить к собственному освобождению. Кстати, именно из этой ужасающей кровавой истории пошла традиция устанавливать на косяках дверей коробочки с текстами Торы (мезузы).

Моисей выводит евреев из Египта

Моисей выводит евреев из Египта

Праздник Песах начинается 14-го нисана (именно в эту ночь беда миновала еврейских первенцев) и продолжается семь дней. Первый и последний день Песаха считаются праздничными и, соответственно, являются нерабочими. Остальные же – промежуточные – дни называют полупраздничными или «праздничными буднями» (холь а-моэд). У школьников к Песаху приуручены каникулы, так что им повезло больше всех – они отдыхают целых 3 недели )

Порядок празднования и обычаи Песаха

Исход – это, безусловно, радостное событие, и каждый еврей в дни Песаха обязан максимально прочувствовать положение тех евреев, которые во главе с Моисеем, сумели выбраться из лап египетского фараона, рабами которого они были, почувствовав настоящий дух свободы)) Песах – праздник свободы и независимости еврейского народа, праздник весны! Ввиду его особого настроения Песах славится своими занимательными обычаями и традициями, на которых хотелось бы остановиться поподробнее.

Ну, наверное, самое специфичное и всем известное «явление», связанное с Песахом – это знаменитая еврейская маца! :) В память о том, что в день Исхода у евреев не было времени толком собраться, и заготовленное ими тесто не успело закваситься, в Песах не едят ничего квасного (хамец), а хлеб заменяют мацой – пресными лепёшками из того самого незаквашенного теста)) Считается, что обычный хлеб олицетворяет собой материальный мир, в то время как маца является символом духовности. Употребление мацы называют одним из главных признаков принадлежности к еврейскому народу, да и вообще – праздник Исхода, пожалуй, центральный в иудаизме. К слову, одно из альтернативных названий Песаха – Хаг а-Мацот, т.е. праздник мацы )

Маца - пресные лепёшки, которые едят вместо хлеба на Песах

Маца

Подготовка к Песаху

 

Израильский Песах во многом схож с российским Новым Годом :) Во-первых, он, безусловно, один из важнейших и несущих духовный смысл народных праздников, во-вторых, Песах, как и Новый Год – праздник семейный, а в-третьих – готовятся к нему задолго до его начала )) Подготовка к Песаху – это совершенно особый ритуал, который вступает в силу сразу после окончания Пурима ) Итак, как же подготовиться к празднику весны и свободы?

Генеральная уборка перед Песахом

Генеральная уборка перед Песахом

Начинается всё с генеральной уборки ))) Что же в этом специфичного – скажете вы – все праздники начинаются, да впрочем, и заканчиваются, уборкой! Но уборка перед Песахом – это нечто большее, чем стандартное протирание пыли и мытьё полов! Перед хозяйками встаёт гораздо более сложная задача: вычистить весь дом от квасного! Да, тот самый хамец, о котором говорилось выше, нельзя не только есть, но и в принципе иметь дома! Избавиться от продуктов (а квасного в каждом доме пруд пруди – это вам и алкоголь, и мучное, и злаки, и различные соусы, и прочее-прочее-прочее) не так просто, как кажется, и каждый избирает разный путь: кто-то старательно пытается всё подъесть, а кто-то продаёт хамец нееврею! Точнее, это даже не столько продажа, сколько… сдача в аренду))) После Песаха можно выкупить свои продукты обратно, но не каждый нееврей может дать гарантию, что арендованная им еда останется в исходном количестве)))

Даже для нерелигиозного человека Песах становится отличным поводом для генеральной уборки, поэтому чистящие средства в магазинах накануне Песаха разлетаются как горячие пирожки!

Итак, Песах всё ближе! Уборка сделана, хамец собран. Что же дальше? Теперь от него нужно избавиться! Те, кто воспользовались услугами нееврея, об этом могут не беспокоиться, а вот людям, решившим раз и навсегда распроститься со всем квасным в своём доме, но так и не сумевшим его съесть, приходится выполнить ещё один ритуал: сжечь хамец! Прямо накануне Песаха проводится так называемый «Бдикат-хамец» – формальный поиск квасного. Вся семья обшаривает каждый угол своего жилища в поисках оставшихся квасных продуктов и крошек. Если что-то подобное находится, необходимо это «что-то» сжечь :)

Евреи сжигают хамец перед Песахом

Евреи сжигают хамец перед Песахом

Седер Песах

Кульминация праздника – семейная трапеза (Седер), которая проводится в первый вечер, с наступлением темноты. Каждого одинокого еврея стараются пригласить в гости на семейный праздник. Проводятся даже общественные Седеры! Что неудивительно, ведь основная традиция такого застолья – это чтение Пасхальной Агады, повествования об Исходе евреев из Египта. Эту историю должны услышать как можно больше людей ) Особое внимание, конечно же, уделяется в этом плане детям – Песах носит своеобразный педагогический характер, наставляя взрослых передавать живую историю Исхода следующим поколениям.

В Седер обычная посуда, из которой едят в течение года, прячется, и выставляется специальная – пасхальная – посуда. На особое пасхальное блюдо выкладываются продукты, несущие важный каббалистический смысл и являющиеся необходимыми составляющими пасхальной трапезы. Каждый из этих продуктов съедается в определённом порядке в соответствии с повествованием об Исходе. На протяжении Седера выпивают традиционные 4 бокала вина или виноградного сока, едят мацу, а также отведывают «марор» — горькую зелень.

Седер Песах

Седер Песах

Как уже говорилось выше, в Песахе важно участие детей, а потому для них существует специальная «увеселительная» традиция))) Завершающим блюдом Седера является афикоман – кусок мацы, отламываемый хозяином дома в начале трапезы. Так вот, дети стараются незаметно стащить этот самый афикоман и в обмен на него потребовать с родителей какие-нибудь подарки :) Родителям ничего не остаётся, кроме как согласиться, т.к. без афикомана закончить Седер нельзя)) Так что, дети остаются довольны, ведь родители будут обязаны выполнить свои обещания! ))

Таким является первый день Песаха. Но ведь есть ещё и последний – тоже нерабочий и тоже праздничный! Согласно традиции, в этот день свершилось столь знаменитое и поистине чудесное событие – перед евреями расступились воды моря, поглотив при этом преследующего их фараона! В память об этом в последний день Песаха читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям.

В иудейской традиции считается, что не обратись евреи к Б-гу и не выведи их Моисей из Египта, они так и остались бы навсегда рабами египтян. Поэтому каждому свободному еврею в этот день выпадает отличный шанс поблагодарить предков за данную ему свободу. Песах – прекрасный праздник свободы и хороший повод почувствовать себя частью поистине великого народа! Также в эти дни Песаха очень хорошо каждому еврею выйти из своего личного рабства, например, вредных привычек или нелюбимой работы, словом, чего-то, что удерживает нас от проживания полной и счастливой, а главное, свободной жизни!

Счастливого вам Песаха! Хаг Песах Самеах!